Российская лекотека

Российская лекотека

форма ранней помощи, реализующая  психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нарушениями и проблемами развития в возрасте от рождения до 7 лет и их семей, в которой используются недирективные технологии взаимодействия с ребенком в игровой и других видах детской деятельности, а также методы и практики, с доказанной эффективностью в сфере ранней помощи.

Цели

содействие всестороннему физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей с родителями и другими людьми из ближайшего окружения,  повышению компетентности родителей и  других, воспитывающих ребенка лиц, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество.

Научная обоснованность

В обновленной модели “Российская лекотека” используются методики с доказанной эффективностью:

модифицированная методика «Улучшенное средовое обучение» (Parent-Implemented Enhanced Milieu Teaching) – при использовании родителями с использованием методов альтернативной и дополнительной коммуникации;

нейроразвивающая терапия (Neurodevelopmental Treatment, Occupational Therapy) – при использовании родителями в естественных жизненных ситуациях;

недирективный коучинг – одна из наиболее эффективных технологий активного обучения взрослых (используется при обучении и консультировании родителей).

Используются лучшие практики, наибольшая эффективность которых в практике ранней помощи была научно доказана при проведении клинических исследований в нескольких странах:

семейно ориентированная и основанная на сильных сторонах практика заключается в том, что определение целей индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) и способов их      достижения, реализация и оценка эффективности ИРПР осуществляются с участием родителей, с учетом приоритетов и ресурсов семьи, интересов и сильных сторон ребенка, при этом, члены семьи рассматриваются как равные и активные партнеры специалистов;

культурно-отзывчивая практика проявляется в том, что специалисты выстраивают взаимодействие с семьей  на основе уважения к её образу жизни, культуре, языку, ценностям и убеждениям;

содействие повышению компетентности родителей и других воспитывающих ребенка лиц подразумевает недирективное обучение родителей (и других воспитывающих ребенка лиц) с целью достижения наибольшей эффективности в поддержке развития ребенка в естественных ситуациях повседневной жизни;

вовлечение ребенка в естественные жизненные ситуацииподдержка развития ребенка осуществляется только при мотивированном его(её) участии в естественных жизненных ситуациях: в совместной исследовательской и игровой активности, в ситуациях приема пищи, одевания, при формировании других навыков самообслуживания , в бытовой повседневной жизни, в досуговой и иной естественной деятельности дома и вне дома;

согласование действий специалистов и членов семьи при реализации ИПРПпри этом у семьи всегда есть ведущий специалист по  ранней помощи, как правило, психолог;

контроль качества оказания ранней помощиспециалисты обладают необходимыми компетенциями, уровень которых постоянно контролируется, регулярно осуществляется опрос родителей по оценке качества получаемых услуг;

контроль эффективности ранней помощиспециалисты сотрудничают с родителями и другими воспитывающими ребенка лицами для достижения наилучших результатов, эффективность реализации ИПРП оценивается при каждой встрече, в углубленном формате – раз в квартал и при завершении реализации ИПРП.

История проекта  “Российская лекотека”

«Российская Лекотека» разрабатывалась с 2000 года коллективом специалистов, работающих в ГОУ центре психолого-медико-социального сопровождения «ЛЕКОТЕКА» (до 2004 года – имевшим название – «Психолого-медико-социальный центр (ПМСЦ) САО города Москвы» Московского Департамента Образования) и Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) на кафедре «клинической психологии раннего детства» факультета «клинической и специальной психологии».  В 2001 г. при финансовой поддержке “Национального фонда  защиты детей от жестокого обращения”  был осуществлен проект «Российская Лекотека». По результатам проекта подготовлен и издан методический материал «Российская Лекотека». В этом же году  на базе ПМСЦ САО города Москвы открыли первую московскую Лекотеку. Модель «Российская Лекотека» прошла экспертизу в Министерстве Образования Российской Федерации.

В декабре 2001 г. в Москве модель Российской Лекотеки была представлена на российской выставке «Новые технологии в образовании» и отмечена Золотой медалью выставки.

В декабре 2001 г. в государственную программу «Столичное образование-3» включено создание Лекотек в городе Москве.

С апреля  по август 2002 г. тем же коллективом разработчиков реализовывался краткосрочный проект программы «Помощь детям-сиротам в России» – “Российская Лекотека в доме ребенка” на базе  Дома ребенка № 9 города Москвы.

2003 г. – на базе факультета повышения квалификации МГППУ начали проводить бюджетные курсы повышения квалификации для специалистов Лекотек.

2005 г. – развитие системы Лекотек в Москве вошло в программу модернизации московского образования «Столичное образование-4», в соответствии с которым Лекотеки открывались в каждом округе Москвы.

В 2004-2005 г.г. реализовался проект программы «Помощь детям-сиротам в России»: “Российская Лекотека, как региональная модель службы ранней помощи для детей -сирот Домов Ребенка”, в рамках которого были обучены специалисты домов ребенка Тверской области и была открыта Лекотека в Конаковском специализированном доме ребенка.

В январе 2006 г. Департамент Образования города Москвы утвердил «Положение о Лекотеке».

В 2006 году выпущено 2-е, переработанное издание книги «Российская лекотека» (Издательство Национального фонда защиты детей от жестокого обращения).

В период с 2007 по 2010 г.г. по программам Национального фонда защиты детей от жестокого обращения были открыты лекотеки в домах ребенка городов Твери, Вышнего Волочка, Кашина, Тамбова, в Новосибирске на базе Ленинского отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями.

С 2009 г. в МГППУ была открыта программа профессиональной подготовки для сотрудников лекотек и служб ранней помощи города Москвы (504 часа).

В 2005-2015 г.г. в  г. Москве функционировала сеть лекотек.

С 2011 г., в рамках программы «Я буду учиться!» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при содействии Департамента образования города Москвы, на базе МГППУ, началось дистанционное повышение квалификации сотрудников (72 часа) вновь открываемых лекотек в городах Российской Федерации.

С  2011 по начало 2013 г. прошли первичное обучение специалисты из Краснодара, Ставропольского края, Нижегородской области.

В 2012 в рамках госзадания, утвержденного Департаментом образования города Москвы, была разработана Программа организации образовательной деятельности в лекотеке.

В 2013 в рамках программы «Я буду учиться!» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, издано методическое пособие “Технологии и методики работы лекотек города Москвы”.

В 2015 разработана программа “Лекотека 2”

В 2017 – создание сайта лекотека.рф

В 2018 – модернизация программы “Лекотека”.

В 2018 программа “Лекотека” заняла первое место на Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2018, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийской общественной организацией “Федерация психологов образования России”  в номинации «Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся».