Полезная информация

ПСИХОЛОГИЯ

1. «Да, он у меня вообще лентяй и тунеядец. Ничего не хочет, только планшет ему подавай!»

заявила клиентка на психологической консультации.

Запрос принят. Приступаем к работе! Наблюдения, сбор информации, анализ и получается интересная картина. А следом и познавательный пост для вас, дорогие родители!

Как вы думаете, по какой причине ребёнок ничего не хочет делать? Дома не помогает, в школе не учится, кружки не интересуют, с ребятами играет раз через раз.

Подумали?

Одна из причин – ложные представления об идеалах ребенка.

Что чаще всего можно услышать от родителей о ребенке: «Я с ним 24 на 7. Он не дает мне покоя. Из-за него у меня нет сил. Хочу, чтобы он не орал и не носился по квартире сломя голову. Чтобы за столом ел аккуратно, быстро, и не пачкался. Не доставал бы меня своими глупыми вопросами и играми. А еще пусть не требует постоянно моего внимания и не мешает мне заниматься своими делами.”

Из этого вытекают следующие фразы, адресованные ребенку: «Сядь!», «Не шуми!», «Не лезь!», «Остановись!», «Прекрати!», «У меня от тебя голова болит!», «Ты меня совсем замучил!» и тд.

Какому ребенку приятно быть «папиной головной болью» и «маминым мучителем»?

Из этого вытекает следующее: ребенок, чтобы угодить родителям, замыкается и игнорирует свои эмоции. Отсутствие эмоций делает ребёнка похожим на робота: безынициативным, ленивым, слабым. Но не делает его счастливым, уверенным и самостоятельным. Эмоции – это топливо для мотивации ребёнка. И этим топливом необходимо управлять!

Почему родители в отношении детей в основном используют негативные мотивации?
Потому что она легче в исполнении.

Уговаривать – долго, а прикрикнул, шлепнул, запугал – сразу услышали. Но, к сожалению, негативная мотивация говорит только, что не надо, а как надо – не говорит.

2. Гиперопека, уйди!

Практические советы от психологов нашего центра, как перестать лишать ребенка самостоятельности и дарить ему затыки в развитии:

1. Убрать руки от ребенка.

Да, когда ребенок лезет на высоту – это страшно. Но, чем меньше Вы вмешиваетесь в движение, тем лучше будет развиваться малыш. В норме у ребенка есть чувство самосохранения. Если Вам совсем не по себе, просто будьте рядом, но продолжайте держать себя в руках.

P.S. Отсутствие чувства опасности у ребенка перед высотой и движущимися объектами (например, велосипед или автомобиль) – опасный симптом! И повод обратиться к специалисту по сенсорной интеграции!

2. Поддерживайте ребенка, когда он проявляет инициативу и самостоятельность.

Правило тут такое: мы не лезем с помощью, если нас не просят, даже если знаем, что потом предстоит приборка или затея ребенка займет слишком много времени. Помогайте ребенку только тогда, когда он просит помощи!

3. Переведите фокус внимания на себя!

Что Вы сейчас чувствуете? Что хотите? Что Вы давно хотели сделать, но всё время откладывали? Что приносит Вам удовольствие и радость? Как Вы можете порадовать себя прямо сейчас? – эти вопросы необходимо задавать себе каждый день, утром, днем и вечером. Пока это не войдет в привычку и не станет образом жизни.

4. В сложных случаях настоятельно рекомендуем прибегнуть к помощи психолога.

5. И помните, что бы Вы не делали, Вы всегда – самые лучшие и заботливые родители на свете!

‍3. Как он будет жить самостоятельно?

Практически каждого родителя особенного ребенка волнует этот вопрос. Поэтому так важно с самого детства активно заниматься его социализацией. Собирать его навыки, словно мячики в бутылочку! Ведь, чем больше мы, взрослые, родители, специалисты в него вложим, тем качественнее и благоприятнее будет его жизнь.⠀

Проводя, консультации, занятия мы часто наблюдаем картину того, когда родители пытаются сделать всё за своего ребенка, лишая его опыта: наливают воду, кормят с ложечки, поят его с соски, одевают и тд. Хотя, делая тоже самое на занятиях, детки справляются с этими задачами самостоятельно. Да, дольше. Да, с поддержкой и помощью. Но сами!

Искренне рекомендуем каждому родителю: потратьте лишние полтора часа, день, неделю, обучая ребёнка правильно держать ложку, чем в 12 лет не иметь возможности отлучиться.⠀

Формируем элементарные навыки:⠀

1. Режим дня

Режим нужен всем детям, а особенным – втройне. Важно, чтобы события в течение дня были предсказуемы и понятны.

Приемы пищи, сон, спокойное и активное бодрствования. Постепенно у ребёнка образуется представление о том, что люди днём учатся и работают, а ночью спят.

2. Гигиенические навыки

Соблюдение гигиены тела – важный социальный навык. Приучайте ребёнка к графику туалета. Оптимальный результат – когда он осознаёт и подаёт знаки о том, что ему туда хочется.

Формируйте у ребёнка знания о гигиенических процедурах: чистке зубов по утрам и вечерам, умывании, мытье рук после улицы и туалета, приёме душа, расчёсывании волос, своевременной смене белья.

Обязательно хвалите за любое действие, которое он смог выполнить сам! Даже самое маленькое. Даже, если это удержание зубной щётки, пока мама выдавливает пасту.

У детей с особенностями развития процесс усвоения знаний и практических умений происходит постепенно. Поэтому важно все объяснять. Фразы должны быть короткими, четкими, эмоционально окрашенными и повторяться изо дня в день при одних и тех же процедурах.⠀

3. Самообслуживание

Уборка игрушек, подготовка места перед приёмом пищи, умение держать ложку, надевать ботинки, складывать одежду. Такие простые навыки для особенных детей становятся настоящей победой!

Если ребёнку сложно выполнить задание от и до, немного помогите. Постепенно сокращайте количество помощи.

Главное – не делайте за детей то, что они могут выполнить сами. Из-за гиперопеки ребёнок может не овладеть умениями и навыками вовремя. А они в большинстве случаев доступны и помогут детям адаптироваться к окружающей среде!

Делитесь, часто выполняете что-то за детей? Или Вы выбираете подождать, но чтобы научился сам?

4. Для ребенка с РАС важно многократное повторение и следование ритуалам . Почему?

Стереотипные действия ребенка — это форма самостоятельной стимуляции (аутостимуляции), с помощью которой он общается с окружающей средой и защищает себя от внешнего дискомфорта.

Для деток с РАС важно постоянство, последовательность действий, соблюдение четких правил, отсутствие резких изменений и новизны.

Частые признаки стереотипии:

1. двигательные ритуалы (бег по кругу, раскачивания, кружение, хождение, прыжки на прямых ногах, взмахи);

2. манипуляция предметами (трясти, перебирать, стучать, облизывать, подносить к носу или глазам, постоянно держать в руках одинаковые предметы (палочки, крышечки, мелкие игрушки);

3. частое повторение звуков, слов или фраз.

В ситуациях тревоги, беспокойства или, напротив, радости — то есть при сильных негативных или позитивных переживаниях ребенка, стереотипные движения усиливаются, а иногда приобретают агрессивную форму.

Любые изменения в повседневной жизни ребенка с РАС приводят к негативным переживаниям: нарастание тревожности и страха, выраженный дискомфорт, агрессия и самоагрессия, проявление протеста и уход от контакта с окружающими.

Чтобы этого не происходило, родителям нужно поддерживать привычную обстановку и налаженные формы взаимодействия с ребенком.

И тщательно и постепенно готовить его к чему- то новому.

Родителям аутичного ребенка не следует пытаться изменить ребенка, гораздо важнее — принять его особенности и научиться жить в новых, безопасных для ребенка условиях.

5. Почему особенному ребенку нужны системные развивающие занятия?

Давайте поговорим, почему так важно предоставлять возможность ребенку с особыми потребностями развиваться постоянно и систематически:

Во-первых, системное развитие помогает особому ребенку достичь своего максимального потенциала. У ребенка всегда есть запас «слабых» и «сильных» навыков и умений. Занятия могут помочь развить «слабые» до более высокого уровня, а «сильные» поддерживать и направлять.

Во-вторых, системное развитие способствует улучшению общей способности к обучению и общению. Особому ребенку может быть трудно взаимодействовать с окружающим миром или усваивать знания. Регулярные занятия со специалистами помогут развить навыки коммуникации, концентрации и памяти, физических и интеллектуальных функций, что повысит его успеваемость и уверенность в себе.

В-третьих, системное развитие способствует социализации особого ребенка. Регулярные занятия, проводимые в групповом формате, помогут развить навыки командной работы, эмоционального интеллекта и умения решать конфликты. Через работу в группе, дети учатся совместному решению проблем, сотрудничеству, общению и демонстрации толерантности к другим. Именно это повысит его уровень адаптации и поможет экологично встроиться в общество.

Конечно, при любой коррекции должен соблюдаться принцип системности. Как бы ни было сложно родителям особенных деток, прерывание процесса негативно сказывается на результате.

И обязательно подкрепляйте все полученные знания и навыки дома, даже если они кажутся простыми. Важно, чтобы мозг ребенка постоянно был активен!

6. Общественные места и ребенок с особенностями развития.

Семьи, в которых есть особенный ребенок, довольно редко совершают совместные походы на улицу. Для детей — это большой стресс, а для родителей — невероятная ответственность и колоссальные усилия.

Но как быть, если нужно посетить поликлинику, познакомить ребенка с садиком или сходить магазин за продуктами?

С какими трудностями сталкиваются родители и дети

1. Cтрах. Ребенку тяжело переключиться из одного пространства в другое

Особому ребенку крайне сложно покидать атмосферу своего дома. На улице или в общественном месте ребенку трудно считывать социальные сигналы и свыкнуться с большим количеством незнакомых людей, звуков, шумов, цветов. Все это повышает уровень тревожности и может приводит к нежелательному поведению ребенка, а как следствие — осуждению со стороны окружающих.

Замечайте, что является триггерами к усилению страха ребенка и старайтесь постепенно давать ему опыт нахождения в таких местах. Например, людная улица или дорога с большим скоплением машин, яркие рекламные баннеры. Можно во время прогулки послушать уличных музыкантов на том расстоянии, в котором ребенку будет комфортно это делать. С каждым разом уменьшая расстояние между музыкой и ребенком.

2. Cенсорное перенасыщение или визуальный шум

Например, вы знаете, что малыш склонен к истерикам из-за скопления большого количества людей, новых вещей и мест. В таком случае надо по возможности дать «успокоительное» для его нервной системы: суставно-сдавливающий массаж, ароматерапия, глубокое давление, вестибулярная нагрузка, спокойная мелодия, антистрессы.

Если планируется выход в людное место, делайте иногда остановки — пусть ребенок побудет пару минут в тихом дворе.

Бывает побег ради самого процесса, когда малышу просто жизненно необходимо куда-то бежать, где-то прыгать, громко кричать. Особенно часто это происходит в очереди, где ребенку «главное двигаться и ни в коем случае не стоять среди раздражителей».

3. Ребенок постоянно пытается убежать

Побег — распространенная реакция особенного ребенка на травмирующую ситуацию.

Ребенок, попадая в незнакомую среду, будет пытаться найти наиболее безопасное и комфортное для него место, чтобы «спрятаться, укрыться». Это называется «сенсорная защита». Будет это заметно сразу или ребенок постарается ускользнуть незаметно — неизвестно, главное, о чем нужно помнить, — родителю нужно быть на чеку.

Почему ребенок убегает?

Нарушена привязанность к родителям. Необходимо формировать теплые доверительные отношения, при любой возможности обнимать, гладить ребенка и не забывать хвалить.

Вторая причина побега связана с незрелой эмоционально-волевой сферой, нарушением саморегуляции. Незрелость может выражаться по-разному: от истерик из-за сенсорной перегрузки до тотальной невнимательности. Но все они связаны одним и тем же: ребенок идет на поводу у своих эмоций, потому что не может остановить их волевым усилием.

Как предотвратить убегание:

Загрузите ребенка заранее. Потратьте минимум час времени на то, чтобы ребенок вдоволь набегался на детской площадке, качался на качели, прыгал, а затем отправляйтесь по своим делам;

Старайтесь первоначально посещать общественные места не в час пик. Помним? Все делаем постепенно.

И последнее: не забывайте хвалить и награждать вашего ребенка. Эмоционально подкрепляйте, давая ему положительную обратную связь. Потихоньку ребенок усвоит правила поведения и поймет, что бояться нечего, ведь мама и папа всегда рядом!

7. Ваш ребёнок пошёл в детский сад?

Давайте учиться вести себя и говорить с ним правильно.

Запомните! Период адаптации – это всегда стресс для ребёнка. В этот период он воспринимает любые слова самого близкого для него человека всерьёз.

Именно поэтому в этой статье мы привели примеры фраз, которые могут не только испугать ребенка, но и подорвать его доверие к вам. Сначала подумайте, а потом говорите.

1. Не угрожайте ребёнку:

“Будешь так себя вести, я тебя завтра не заберу!” (Ребенок и так этого боится больше всего на свете)

“Сейчас позову Марию Васильевну (образный воспитатель), и она с тобой разберется!” (Вы подрываете авторитет воспитателя в глазах ребенка)

2. Не давайте ложные надежды:

“Я сейчас уйду за дверь и сразу вернусь!” (Он ведь будет бегать и проверять, а когда поймет, что это не так, расстроится ещё сильнее)

“Я не буду уходить, останусь в группе с тобой”

“С тобой все обязательно будут дружить!” (А если нет? Альтернатива: “Попробуй подружиться с кем-нибудь, а когда я приду, расскажешь мне об этом”)

3. Не подкупайте:

“Пойдешь в сад сегодня – куплю тебе машинку” (Ребенок каждый день будет ждать подобного. Вы готовы к этому?)

“После сада поедем с тобой в парк развлечений” (Особенно печально, если этого так и не произойдет по некоторым обстоятельствам)

4. Не требуйте обещаний:

– Пообещай мне, что сегодня ты не будешь плакать!

А потом:

– Ты же обещал!

(Ребенку очень сложно контролировать свои эмоции, а сдерживать ещё и вредно, но он ведь “обещал”)

5. Не сравнивайте:

“Вот посмотри, Вася совсем не плачет и ещё сам одевает штанишки, а ты…” (Не удивляйтесь, если потом Ваш спокойный ранее ребенок укусит этого Васю невзначай)

Если Вы будете честны со своим ребёнком, если заранее обговорите все моменты, проиграете их вместе, то легче будет и ему и Вам. И придумывать ничего не придется!

8. Многие родители учат своих деток со всеми делиться, молчать, терпеть, делать так, как сказали взрослые и запрещают даже думать о том, что отличается от мнения окружающих. А когда ребёнок становится старше, то он слышит фразы в свою сторону: «Что ты как тряпка?”, «Думай своей головой» и «Делай, что хочешь».

Но! Он этого не умеет. И он вынужден самостоятельно всему учиться, пытаясь перебороть заложенные ранее установки.

Что делать, чтобы Ваш ребёнок знал свои личные границы и умел их отстаивать?

Не учите этому детей:

1. Молчать и терпеть, когда оскорбляют и ранят чувства.

2. Пытаться предугадывать желания других и угождать им во всем.

3. Брать на себя чужую вину и ответственность за поступки других людей.

4. Действовать в ущерб себе во благо другим.

5. Извиняться, когда не виноват.

6. Не плакать/не злиться/не обижаться/не показывать своих эмоций.

Слушаться взрослых во всем и всегда.

Вместо этого научите:

1. Говорить напрямую, что оскорбительное отношение к нему недопустимо. И что конкретно доставило дискомфорт. Например: «Не говори со мной в таком тоне. Мне это неприятно».

2. Не бояться спрашивать о желаниях других напрямую. Если это не соответствует его возможностям или даже желанию, необходимо сказать об этом. После чего пойти на компромисс или отказаться. Никто не умеет читать чужие мысли. Открытый диалог – лучшее решение.

3. Говорить правду. Даже если кто-то доказывает обратное или не согласен. Не молчать, если столкнулся с несправедливостью или ложью в свой адрес.

4. Уметь мягко отказать в чем-либо собеседнику, не испытывая при этом огромного чувства вины. Умение говорить «нет» – очень важный навык.

5. Извиняться только в том случае, когда был виновен. При этом уметь признать свою вину и рассказать о причинах своих поступков.

6. Проявлять свои эмоции конструктивными способами, не причиняя вред другим. Любые эмоции нормальны, ребёнок должен это понимать. Научите говорить о них, помогите их пережить и осознать их причины.

7. Понимать, когда взрослых не следует слушать и даже остерегаться. Ребёнок, который привык слушать взрослых всегда и во всем более вероятно уйдёт с посторонним и выполнит небезопасную просьбу. По статистике детское насилие чаще всего совершают хорошие знакомые и родственники. Помните об этом, когда говорите ребёнку беспрекословно слушаться взрослых!

Личные границы, как физические, так и психологические, определяют наше внутреннее индивидуальное безопасное пространство. Они очерчивают и защищают нас, позволяя комфортно взаимодействовать с окружающими. Если бы у всех людей с детства были выстроены личные границы, конфликтов и трагедий вокруг было бы гораздо меньше.

Уметь выстраивать личные границы и не нарушать чужие, мы учим на наших занятиях. Поэтому, если Вы столкнулись с этой трудностью приходите в наш центр. Мы решим вашу проблему и от неё не останется ни следа!

9. Кризис трёх лет

В период 2,5 до 4 лет родители часто отмечают серьезные изменения в поведении своего ребенка: он становится упрямым, капризным, неуправляемым.

Вот наиболее типичные для этого периода проявления:

1. Ярковыраженный негативизм (стремление делать всё наоборот, даже себе во вред)

2. Упрямство (добиться своего любыми путями)

3. Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство от любых предложений взрослого)

4. Своеволие (“Я сам!”)

Некоторые в этот момент думают, что ребенок над ними издевается и пытаются “сломить” его, ограничивая и наказывая. Но эти методы в период кризиса не действуют, они могут лишь усугубить ситуацию.

Давайте сначала разберемся, по какой причине возникает этот возрастной кризис?

1. У ребенка формируется своё “Я”

2. Он пытается сепарироваться от матери

3. Учится действовать самостоятельно и принимать первые в жизни решения

Понимает ли ребенок, что с ним происходит? Нет. Ведь иногда он действует даже себе во вред (отказывается от любимых игр, еды, одежды), только потому что так работает психика в данный момент. Потом сам может от этого расстраиваться, и не понимает почему. Только представьте, с какой гаммой чувств и эмоций ему приходится справляться!

И поэтому, от родителей требуется терпение и выдержка. Как справиться с кризисом вместе?

1. Станьте гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. Позвольте вам помогать.

2. Не задавайте вопросов, на которые не хотите услышать “нет”. Надо пойти на прогулку – не спрашивайте, хочет ли он. Сообщите, что вы идете и что его там ждет что-то хорошее.

3. Чаще хвалите ребенка. Ему в этом периоде жто остро необходимо.

4. В процессе истерики бесполезно что-то объяснять ребенку. Крепко обнимите его. Успокоится – обсудите ситуацию.

5. Игровая деятельность. Ребенок отказывается есть – посадите мишку и попросите малыша его покормить, но мишка хочет есть по очереди: ложка ему, ложка ребенку. Играйте чаще.

Да, этот период может быть очень трудным. Но помните, что он определяет новую ступень в жизни ребенка, переступив через которую, он научится быть самостоятельнее. И в итоге всем станет легче!

10. «Дай, телефон! Немедленно!»

Как дети становятся «мобильными» наркоманами?

Без телефона современным детям очень скучно. Они начинают вести себя неадекватно: нудить, кричать, истерить. Начинается настоящая «ломка». В этот момент им необходима срочная доза удовольствия, которую они получают от игр, социальных сетей, Ютуба.

Родители не могут спокойно поработать, отдохнуть, просто заняться своими делами, пока у детей в руках не появится гаджет.

Летом эта картина смотрится особенно печально: дети с гаджетами на пляже, в кафе, парках.

Так формируется зависимость. Ребенку сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из песка замок.

Игровая зависимость или интернет-зависимость появляются в возрасте 7-13 лет, когда мозг ребенка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений: достиг, выиграл и получил вознаграждение.

Мозг усиленно питается и съедает все. Чем питается мозг ребенка, родители не в состоянии отследить. Часто на это не хватает времени.

А потом ребенок, сталкиваясь с жизненными трудностями, все больше и больше хочет оставаться в «онлайне». Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить.

А с реальностью все становится плохо, общения мало, друзей – тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем, вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними тоже «скучно». Ничего не хочется.

Хочется только получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребенок готов побыстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителя любимый телефон.

Если Ваш ребенок уже сейчас не может обойтись без гаджетов, впадает в истерику, когда Вы забираете у него телефон, нужна срочная психологическая помощь. Иначе эта зависимость может навсегда погасить в ребенке интерес к реальной жизни: учебе, дружбе, отношениям.

ЛОГОПЕДИЯ

1. Результаты по русскому языку радуют все меньше год от года. Что происходит? С чем связаны эти проблемы?

У многих современных школьников возникают сложности в овладении базовыми навыками – письма, чтения, счета.

Среди причин можно выделить дисграфию, которая проявляется в типичных устоячивых ошибках на письме – причем причина НЕ в незнании правил орфографии.

Как показывает практика, на сегодняшний день эта проблема очень актуальна. Многие школьники приходят в наш центр на логопедические занятия решать именно этот вопрос.

Какие основные симптомы дисграфии:

Повторяющиеся ошибки. У школьников — замены, пропуски, перестановка букв, добавление лишних букв или их элементов. Первые признаки дисграфии заметны еще у дошкольников — такие детки испытывают сложности в овладении алфавитом, плохо воспринимают печатные и письменные буквы.

Связана ли дисграфия с плохим почерком?

Да, связана. Почерк обычно неразборчивый, буквы прыгают: одна больше, другая меньше. Строчки не соблюдаются.

Может ли ребёнок «перерасти» проблему самостоятельно и к какому возрасту?

Нет, не может! Если не исправлять это нарушение, оно может перерасти в дизорфографию: ему будет сложно читать, понимать прочитанное. Необходимо понимать, что это нарушение не исправляется без коррекции логопеда.

Мешает ли дисграфия обучению в школе?

Конечно, да! В первую очередь, это психологические проблемы. Ситуация неуспеха может привести к тревожности, переживаниям, замкнутости.

Во-вторых, низкая успеваемость.

2.Как родители мешают ребенку заговорить?

1. Молчат.

Когда малыш еще совсем маленький, многие родители ошибочного полагают, что с ним не нужно разговаривать, ведь он еще не понимает слов и не может поддержать диалог.

Но доречевой период очень важен для развития речи. Именно тогда у ребенка формируется слуховое восприятие. Он учится отличать звуки речи от неречевых звуков, различать интонацию, ритм и тембр речи.

2. Гиперопекают.

«Не лезь туда, а то упадешь». «Не трогай чашку,  а то обожешься». «Обойди лужу, а то замораешь одежду» – знакомо?

Чувственный опыт крайне важен для формирования различных типов лексики. Поэтому лучший вариант, не ограничивать, а под контролем родителя, давать малышу пробовать разнообразные ощущения и озвучивать их.

«Это кружка – она горячая!», «Как высокооо ты залез!»

3. Ограничивают движения.

Сейчас каждый родитель знает о важности развития мелкой моторики, но для речи важно развивать и крупную!

Для того, чтобы научиться управлять тонкими мышцами кисти и речевого аппарата, для начала нужно научиться управлять мышцами на уровне большого тела.

Сократите количество времени, проведенные в гаджетах, а также постарайтесь меньше пользоваться манежами, ходунками, стульчиками. Наполните домашнюю среду оборудованием, стимулирующими двигательную активность (мячи, батуты, качели, балансиры,

тоннели).

5. Слишком долго кормят пюрированной пищей.

Для развития ощущений от мышщ своего речевого аппарата очень важно соблюдать сроки введения прикорма. Вовремя начать давать малышу пробовать твердую пищу. Постепенно (деткам постарше) подключать в рацион морковь, яблоки, сухарики и тд.

6. Не дают сенсорных ощущений.

У детей с логопедическими диагнозами (не важно какая степень трудностей) выявляются сенсорные нарушения. Поэтому сенсорная интеграция должна стать обязательной частью при работе с дисфункциями речи!

7. Не обращаются вовремя к логопеду.

Если выявить проблему и начать работу, как можно раньше, то шанс догнать возрастную норму очень высок! Нужно понимать, что развитие речи – важнейший механизм формирования интеллекта, коммуникативных навыков и определяет будущую жизнь ребенка!

Поэтому, если ребенок совсем не говорит или плохо говорит, и Вы уверены, что он Вас всегда слышит, то Вам срочно необходимо начать коррекционную работу.

3. Разница между речью, эхолалией и вокализацией.

В этом посте мы обсудим кардинальную разницу между речью, эхолалией и вокализацией. Когда же ребенку все-таки нужна альтернативная коммуникация?

Не стоит бояться понятия «альтернативная коммуникация». Это не приговор вашему ребёнку – это лишь поддержка, через которую он выйдет на другой, более высокий уровень функционирования и социализации.

К нам в центр обращаются с разными случаями речевых нарушений. И по опыту можем сказать, что не все родители понимают что такое речь, эхолалия и вокализация! Давайте разбираться.

Речь — это, когда ребенок говорит словами: отдельными, группами слов, предложениями, текстом, через которые мы ясно можем понять намерения ребёнка, можем взаимодействовать с ним через вербальную коммуникацию.

Вокализация — это, когда ребенок использует для общения повторение однообразных звуков или слов, таким образом выражая свои намерения. При вокализации мы не можем точно понять, что хочет ребенок, мы лишь догадываемся до этого при помощи анализа ситуации и его настроя.

Эхолалия — это неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи, это лишь ступень к осознанной речи.

Во всех трех случаях: при ситуации, когда речь однообразная и непрогрессирующая, при вокализации и эхолалии необходима помощь через альтернативную коммуникацию. Другое название этой методики — «дополнительная», то есть она дополняет то общение ребёнка, которое уже есть.

4. Почему ребенок ходит к логопеду, но еще не говорит?

Речь — это основной механизм мышления. Поэтому каждая часть головного мозга в той или иной степени связана за умение говорить и понимать речь.

Наиболее эффективно запустить речь у особенных детей может только совместный подход – сенсорный специалист, педагог-психолог, логопед.

Логопед может помочь выстроить план корректировки в системе работы над запуском речи, ведь у каждого ребёнка свои особенности отсутствия речи. Прибегая к помощи только одного логопеда, можно долго ждать появления речи, поэтому лишь комплексное взаимодействие даст наилучший результат.

Почему не появляется речь?

1. Главной «проблемой» современных родителей является то, что они редко общаются со своим ребенком. Вместо того, чтобы ответить на вопросы или побеседовать на волнующие ребенка темы, — они делают выбор в пользу гаджетов, которые дают детям.

Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков. Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняться криками или жестами с родителями.

Дети, которые проводят больше времени за телефонами и планшетами имеют скудный словарь, на уровне бытовой повседневной ситуации. Например, если предложить ребенку назвать предметы посуды, то многие не знают как называется «половник» (поварешка) «ваза», не умеют обобщать. Связная речь бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль.

2. Использование «пустышек», сосок или поильников не по возрасту.

Если после 6-8 месяцев ребенок не перестает сосать, это влияет на развитие речи при произношении звуков в словах, упрощении или искажении их. Ребенку проще сосать соску, и показывать пальцем маме, что он хочет, чем пробовать объяснить на словах.

Привязанность к соске или поилке влияет на анатомию рта, челюсти и зубов, у ребенка деформируется прикус, изменяется положение движения языка, что значительно ухудшает речевое развитие.

С соской во рту, ребенок не гулит, не лепечет, его артикуляционный аппарат не тренируется! Мышцы языка и губ выполняют однообразную, монотонную работу, совсем не способствующую их укреплению.

3. Окружение ребенка — это речевой образец

Ребенок копирует стиль и образ общения взрослых. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.

Говорить с ребенком надо медленно и внятно, чтобы он смог уловить каждый звук в потоке речи, понять каждое слово взрослого. Слова важно произносить полностью, реже использовать уменьшительно-ласкательные формы и не закреплять паттерны неправильного произношения, а вовремя поправлять ребенка.

Вызывание речи — процесс долгий. На какой срок настраиваться при разных нарушениях?

У родителей есть ожидание, что ребенок сразу заговорит словосочетаниями. Но даже возможность повторить отдельный слог — это уже большой прогресс на начальном этапе. Важно ценить эти маленькие шаги.

При нарушениях в работе мозга иногда сигнал не проходит от уха до мозга или от мозга до языка. В таком случае применяется коррекция при помощи сенсорной интеграции. Логопедическая коррекция здесь займет больше времени.

При проблемах в социальном развитии у ребенка может формироваться «механическая» речь, когда ребенок может что-то произнести или повторить, но он не использует речь для живого общения. Здесь ребенку нужны специальные коммуникативные (групповые) занятия с другими детьми.

Каждый случай, конечно, индивидуален, поэтому результат также зависит от конкретного речевого нарушения и его степени.

Родителям нужно работать над дыханием ребенка. Дыхание — это основа речи, всю нашу речь мы воспроизводим на выдохе.

Уделите 10-15 минут в день для проведения артикуляционной гимнастики, читайте сказки вслух, чаще разговаривайте с ребенком и записывайтесь на логопедические занятия!

Наши специалисты успешно развивают речь деток, начиная с 1 года, совместно решая всю совокупность трудностей и факторов, вызвавших проблему!

5. ПМПК: как подготовить ребенка и что нужно знать родителям?

ПМПК — это психолого-педагогическая комиссия, на которой проводят обследование детей, испытывающих трудности в обучении, и подбирают образовательную программу с учетом их особенностей.

Отвечаем на самые важные вопросы, которыми задаются родители перед комиссией

1. Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию, в заранее оговоренный день, приглашаются родители с ребенком. Заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов: психиатра, психолога, логопеда, дефектолога.

Все специалисты могут сидеть, как за одним столом, и ребенок сидит перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Участники комиссии задают вопросы и дают определенные задания.

Стоит отметить, что сама форма проведения ПМПК может быть некомфортна для ребенка. Родителям важно успокоить ребенка и поддержать, а если потребуется перерыв между специалистами — не стесняетесь озвучивать это.

2. Можно ли подготовиться к комиссии ПМПК?

Готовиться к прохождению ПМПК можно и нужно!

Уровень всех заданий на ПМПК соответствует конкретному возрасту, и ребенок, с которым занимаются, сможет с ними справиться. Но даже, если во время прохождения комиссии возникли трудности, это далеко не всегда означает, что ребенок не способен учиться.

Факторов, почему ребенок не сможет ответить на вопрос члена комиссии может быть много: сенсорные нарушения (например, сниженная вестибулярная система, которая не даёт ребёнку сосредаточиться на задаче), ребенок перенервничал в присутствии чужих людей, не знал, как выразить свои мысли, не успел уложиться во временные рамки. В любом случае, прохождение комиссии — это настоящий экзамен для ребенка, к которому нужно готовиться, чтобы чувствовать себя уверенно.

Важно психологически настроить ребенка: необходимо рассказать ему о предстоящем обследовании, настроить на позитивный лад, чтобы он меньше волновался и в целом понимал, что ему предстоит. Во время обследования поддерживайте его, но не подсказывайте и не отвлекайте своими замечаниями.

3. Что спрашивают на ПМПК?

Вопросы и задания на ПМПК могут быть самыми разными — это зависит от возраста ребенка, его особенностей и задач, которые стоят перед специалистами ПМПК, поэтому процедура в каждом случае индивидуальна. Блоки, из которых формируются вопросы для комиссии: ближний круг, знания о мире, логика и память, слова и действия.

Если ребёнок не говорит, оценивается уровень навыков и знаний путём невербального общения.

4. Заключение комиссии

По итогам обследования комиссия в пятидневный срок готовит заключение, которое содержит обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии и о наличии либо отсутствии необходимости создания специальных условий при получении ребенком образования.

В заключении могут содержаться следующие рекомендации:

— по какой программе обучать ребенка;

— нужно ли использовать специальные учебники и пособия;

— как создать доступную среду для обучения;

— нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия или занятия с логопедом, дефектологом или психологом (и какие именно), у каких врачей наблюдаться.

5. Можно ли обжаловать решение ПМПК?

Однозначный ответ — да!

Важно помнить, что заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер: родители не обязаны следовать рекомендациям специалистов и могут их обжаловать. Отстаивать права ребенка — это нормально, особенно, если его знания сильно занижают. Проходя ПМПК с ребенком, родитель должен быть готов отстоять интересы своего ребенка и его право на получение достойного образования.

При несогласии с выводами территориальной комиссии можно обратиться в комиссию высшего уровня для повторного обследования.

6. «Мы поменяли двух логопедов. Но результата не получили».

К нам часто приходят родители и рассказывают, сколько специалистов они поменяли, как много было потрачено временных и финансовых ресурсов.

А проблемы с речью остались.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Прежде всего, необходима комплексная (логопеда и психолога) или логопедическая консультации (в зависимости от запроса). Специалисты выявят причину отсутствия речи, проверив:

1. состояние слуха , фонематический слух, артикуляционный аппарат

2. уровень понимания инструкции

3. умение выражать свои просьбы

4. способность к звукоподражанию

5. контактность и сотрудничество

Определив характер задержки развития речи, специалисты выстроят индивидуальную программу, которая поможет Вашему ребенку.

Если упустить сроки запуска речи, не решать проблему речевого отклонения, у ребёнка может появиться страх речи, нежелание общаться и учиться! Поэтому приходите на консультацию вовремя!

7. «А мой ребенок уже в год стихи читал»; «А моему 3 года, но мы пока не говорим»; «А наш в пять заговорил, поэтому подождите» – знакомые фразы?

В каком возрасте ребенок должен говорить словами, а в каком – предложениями? Когда пора идти к логопеду? Стоит ли ждать?

Для того чтобы не сомневаться и не сравнивать ребёнка с другими детьми, расписываем нормы речевого развития:

1. Лепет

2. 1-2 года – первые слова

3. В 2-3 года появляются простые фразы из двух – трех слов.

4. В 3-4 года фразы становятся еще длиннее, усложняется их смысловая нагрузка. Ребенок задает много вопросов.

5. В 4 и 5 лет высказывания приобретают форму короткого рассказа. Ребенок правильно отвечает на вопросы по сюжету сказки, может составить рассказ. Использует для описания не только основные цвета, но и оттенки цветов.

6. В 6 лет ребенок имеет большой словарный запас, развернуто отвечает на вопросы. Речь связная, логичная, последовательная.

Если Вы видите явные отклонения от норм развития речи, приходите к нам на комплексную консультацию (логопеда и психолога). Мы проводим грамотную диагностику, выявляем причины речевых нарушений, строим индивидуальный маршрут коррекции и даем рекомендации на дом после каждого занятия, чтобы результат не заставил себя долго ждать!

8. «Мы пьем таблетки для мозга, но они не помогают»

Сегодня мы хотим поговорить на очень серьезную тему, которая затрагивается практически на каждых диагностике и консультации – таблетки для развития.

Медикаментозное воздействие стимулирует работу нервных связей уже существующих в мозге! Новые, дополнительные нервные и нейронные связи вырасти не могут.

Для изменения поведенческой, речевой, коммуникативной сфер должна происходить интенсивная целенаправленная работа со специалистами: логопедами, психологами, педагогами, сенсорными интеграторами, специалистами АФК, ЛФК и тд.

Эти виды коррекции создают новые нейронные связи (так называемые нейроглии (олигодендроциты), находящиеся между корой и стволом головного мозга, в подкорковой зоне – области белого вещества головного мозга) и ответственны за когнитивное, речевое, познавательное, моторное развитие ребенка. Главное, чтобы была выстроена грамотная, четко выверенная с учётом всех индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.

Особая сложность такой работы заключается в том, она под каждого разная, ювелирно выстроенная под сотни индивидуальных особенностей! Единой схемы и протокола нет.

Помните! Только от приема препаратов (тем более с недоказанной эффективностью), ребёнок не станет умнее, не заговорит, не изменит поведение, не начнёт понимать обращённую речь, не научится коммуницировать и т.д.

Нужно понимать, что реабилитация – это не досуг, не веселое времяпрепровождение, это очень трудный процесс, где нужно набраться терпения и работать сообща со специалистом.

9. «Мой ребёнок не говорит/плохо говорит. Зачем нам сенсорная интеграция?»

Часто мы рекомендуем родителям начать логопедическую терапию с занятий по сенсорной интеграции. Почему?

Многие думают, что логопед – это только постановка звуков. И совсем упускают из виду: дыхание, голос, готовность артикуляционного аппарата, зрительный контакт, усидчивость, а также способность:

1. воспринимать речевые и неречевые звуки, распознавать их, имитировать, использовать в жизни.

2. передавать информацию голосом, звуком, жестом, карточкой.

3. слышать и принимать сообщение другого

Чтобы все эти процессы работали ребенку необходимо уметь концентрироваться на учебных задачах, не отвлекаясь на тактильные, зрительные, слуховые и тд раздражители, распознавать, ощущать себя, быть усидчивыми, замечать окружающее, выделять значимых взрослых. Если это произошло, у ребёнка сразу появляется желание что-то сообщить! А это уже шаг в речь!

Наши логопеды работают с речью, в первую очередь, опираясь на механизмы сенсорного развития ребёнка. Поэтому, если после консультации, диагностики или во время обратной связи специалист рекомендует Вашему ребенку сенсорную интеграцию, не стоит пугаться, спорить и относится к словам с недоверием.

Наша главная цель – добиться качественного и конечного результата! И сенсорная интеграция в этом незаменимый помощник!

10. «Звуки поставили? Дальше мы сами!»

Чистая речь у детей — серьезная и ответственная задача родителей и педагогов!

Дефекты произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и педагогического воздействия. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить. Поэтому важно, чтобы речевая среда ребенка была полноценной: взрослые говорили правильно и внятно.

Часто в семье, копируют язык малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

Бывает, что детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей слова, фразы, стихотворения. В результате перегрузки механизмов речи нарушения произношения закрепляются и даже приумножаются. А также создается ситуация неуспеха и потеря мотивации.

Не исправляют речь. У ребенка уже поставлен звук: «Л», а он то ли дело говорит: «веуосипед», «васточка» и даже не замечает этого. Этот процесс необходимо контролировать до момента пока звук не автоматизируется.

«Дальше мы сами». Эта фраза очень часто произносится в нашем центре. Долгожданные звуки появились, стал говорить понятнее – все, пора заканчивать.

Нет, нет и еще раз нет! Мы можем привести множество примеров, когда наши логопеды работали с ребенком месяцами, а родители, получив первые результаты, переставали посещать занятия, исчезали, делали перерыв, переходили на домашнее обучение и в итоге через некоторый промежуток времени возвращались обратно с теми же нарушениями.

Не нужно торопиться! Работа с речью – это трудоемкий и долгий процесс! Необходимо запастить терпением, слушать специалистов, выполнять рекомендации. И только тогда, общими усилиями, мы сможем добиться качественного результата!

И таких примеров много!

Поэтому важно работать с ребенком сразу, как только Вы поняли, что у него есть речевые нарушения. Не терять времени! Ведь в дошкольном возрасте любые проблемы гораздо легче исправить, ежели подкреплённые годами.

11. Что такое логопедический массаж?

У одних детей может быть вялый язык, у других, наоборот, повышен тонус языка. Некоторые дети не могут повернуть или поднять язык — все эти проблемы влияют на речевое развитие.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей лица, губ, языка.

В нашем центре существует 2 вида логопедического массажа:

1. Зондовый массаж делают с помощью специальных инструментов — массажных зондов. Он включает в себя традиционные приемы — поглаживания, вибрацию, постукивания, растирания, похлопывания;

2. Вибромассаж проводится с использованием логопедического электромассажера Z-Vibe, который является лучшим в мире массажёром для логопедического массажа и подготовки артикуляторного аппарата к занятиям с логопедом. Данный вибромассажер при правильном и постоянном логопедическом массаже, позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка минимум в 3-5 раз, по сравнению с традиционными массажными зондами.

Независимо от вида, цель логопедического массажа одна — расслабить мускулатуру или, наоборот, повысить ее тонус, сформировать произвольные скоординированные движения органов артикуляции: губ, языка, нёба и т.д., укрепить мышечный тонус и нормализовать его.

Часто массаж используется, как вспомогательное средство вместе с артикуляционной, дыхательной или голосовой гимнастикой, но порой становится основным способом, с помощью которого исправляют речь.

Логопедический массаж рекомендован при нарушениях:
1. дизартрия – нарушения иннервации мышц речевого аппарата у детей или взрослых (после инсульта);
2. ринолалия;
3. простая или сложная дислалия
4. алалия (сенсорная, моторная, сенсо-моторная)
5. заикание.

По разным причинам ребёнок может быть эмоционально не готов к проведению массажа. Например, у него могут быть уже сформированы негативные ассоциации с любыми лечебными манипуляциями, высокая оральная, тактильная чувствительность, или малыш не хочет, чтобы незнакомая тётя залезла ему в рот.

В таком случае мы начинаем с занятий по сенсорной интеграции, занятий с логопедом без массажа, чтобы подготовить ребёнка и наладить с ним контакт. Все постепенно!

Насильно проводить массаж не стоит.
Если Вы думайте, что четверть часа ребёнок проплачет, зато будет несомненный эффект для речи, то мы должны вас заверить: это возымеет обратный эффект.

Чтобы логопедический массаж принёс пользу малышу, процедуру не нужно выполнять против его воли — ни при каких условиях. Если ребёнок сопротивляется, он напрягается, а значит, качественное проведение массажа невозможно.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

1. Если наши детки потеряют туфельку на балу, то с легкостью сделают ее из теста!

Тесто в нашем центре – один из самых любимых тактильных стимулов у деток. Даже те малыши, которые на начальном этапе терапии не принимали подобные игры, в дальнейшем не могут оторваться от тестового дела.

Тесто – это целый мир, в котором ребенок – король, царь и властелин. Он находится в свободном полете: захочет – оторвет или приклеит, растянет или сделает отпечаток, спрячет ручку или слепит колобка. Тесто можно мять, по нему можно бить, скручивать, рвать, сжимать в кулаке.

Это очень терапевтичный, диагностический материал. Оно может выразить состояние и рассказать, как работают его сенсорные системы: беспокойные дети бесконечно мнут, жмут тесто. И им становится легче, они утоляют сенсорный, тактильный голод. Многие любят нюхать, пробовать. И это не опасно!

Занятия лепкой чрезвычайно полезны для малышей разного возраста. Даже просто раскатывая “колобка” или “колбаску” малыш учится воспринимать объемные образы, а заодно и тренирует мелкую моторику.

Лепка крайне благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, поэтому стоит включать её в регулярные занятия с самого раннего возраста.

Как играть тестом?

1. Раскатывать тесто скалкой

Ребенок не раз видел, как мама орудует скалкой на кухне, поэтому с большим удовольствием примется раскатывать тесто сам. Если у карапуза не хватает сил справиться со скалкой, помогите ему, обхватив его ладошки своими.

2. Вдавливать в тесто различные предметы

Тесто раскатали, теперь представьте, что это заготовка для пиццы или торт, который нужно украсить.

Для этой цели подойдут самые разные предметы: спички, макароны, фасоль, счетные палочки, небольшие игрушки, крышки и т.п.

3. Простые поделки из теста и зубочисток

Добавив зубочистки или спички, можно сделать простые поделки из теста намного интереснее. Например, ёжика. Слепите ёжика из теста и предложите малышу сделать иголки из зубочисток или ватных палочек.

4. Заборчик для зверушки

Раскатайте лепешку из теста и посадите игрушечную зверушку посередине. Ребёнку нужно вставлять зубочистки в тесто, чтобы вокруг зверушки получился забор.

5. Отщипывать маленькие кусочки теста

Предложите малышу накормить любимого мишку конфетками. Ребёнку нужно отщипывать маленькие кусочки теста и складывать в тарелочку рядом с игрушкой.

А что делает Ваш ребенок с тестом?

Делитесь в комментариях!

А также приходите на наши занятия по сенсорной интеграции! Ведь они так необходимы каждому ребенку!

2. С помощью сенсорной интеграции Вы приучите ребенка к горшку!

Объясняем почему!

Чтобы научить ребенка пользоваться горшком, очень важно дать емувозможность чувствовать ощущения сырости, которые являются сигналом: “Мне неприятно! Я мокрый».

Цепочка: «Позыв-сырость» формируется только при условии, когда ребенок большую часть времени проводит без подгузника! Чем раньше с него будет снята защита, тем быстрее сформируется реакция и контроль за позывами в туалет.

Причины трудностей овладения горшком:

1. Тактильная гипочувствительность.

Состояние, когда ребенок просто не замечает и не реагирует на сигнал о сырости. Такие дети, как правило, не очень опрятны, не критичны к своему внешнему виду, могут не замечать грязь на одежде и теле.

2. Сниженная чувствительность интроцепции (работы внутренних органов).

Полное или частичное отсутвие ощущений позыва, идущих от мочевого пузыря и кишечника. Данная особенность может стать причиной возникновения таких состояний, как энурез.

3. Тактильная гиперчувствительность.

Ребенок может требовать памперс для того, чтобы избежать неприятных ощущений. В этом случае стоит понаблюдать: любит ли ребенок играть с мягкими материалами, такими, как глина, песок, слаймы, и т.п. Как он относится к грязи? Стремится ли побыстрее вымыться или снять одежду при малейшем пятнышке?

4. Обонятельная гиперчувствительность.

Помимо желания ходить в памперс, а не на горшок, такие дети могут проявлять стойкий отказ от определенных видов продуктов, резко реагировать на людей, которые носят парфюм, чувствовать и реагировать даже на незаметные другим людям запахи.

5. Нарушения постурального контроля.

Для того, чтобы сходить на горшок, необходимо совершить сначала сгибание, а затем разгибание в тазобедренных суставах. Данное действие доступно только при условии, что постуральные мышцы (мышцы пресса, спины и другие) качественно выполняют свою работу.

Если данные мышцы у ребенка развиты недостаточно, мы можем наблюдать отказ от использования горшка и стойкое желание ходить в туалет стоя.

6. Гравитационная неуверенность.

Страх потери положения головы и тела в пространстве также довольно частая причина отказа деток от горшка.

3. Развитие ребенка начинается с сенсорной интеграции!

С самого раннего детства ребенок изучает мир при помощи сенсорного восприятия предметов — их формы, вкусы, цвета и запахи.

Сенсорная интеграция — обработка сигналов от органов чувств для совершения определенных действий. Эта способность появляется задолго до рождения и незаметно укрепляется, если развитие идет в рамках нормы. У многих детей возникают трудности в процессе усвоения предметов, нарушена система, когда ребенок видит вещь, ощупывает ее, запоминает название и не понимает, зачем она нужна.

Симптомы, которые помогают сделать выводы о нарушении сенсорной интеграции у детей:

1. Ребенок постоянно в движении, неусидчив;

2. Остерегается скопления людей;

3. Боится визуального контакта

4. Не переносит прикасания и раздражающие звуки;

5. Испытывает скованность в движениях, имеет плохой баланс, моторную неловкость;

6. Эмоционально лабилен;

7. Ничего не хочет и ничем не интересуется;

8. Есть особенность развития: РАС, СДВГ, синдром Дауна, ДЦП и тд.

Дети, у которых наблюдаются дисфункции в сенсорных системах, нуждаются в особой помощи и терапии. Используя приемы сенсорной интеграции, специалисты корректируют в том числе психические и речевые нарушения. Ведь все они являются признаками нарушения сенсорного развития ребенка!

4. Почему нарушения в вестибулярной системе влияют на речь?

Важная функция вестибулярной системы – это навигация в пространстве и способность видеть объекты в разных условиях.

Когда у ребенка наблюдаются вестибулярные нарушения, то ему труднее установить связи между словами, которые произносит взрослый, и объектами, на которые он указывает. Почему? Потому что эти объекты могут “выпадать” из поля зрения.

Вестибулярные дисфункции могут приводить к тому, что ребенку трудно определить локализацию звука в пространстве. Это препятствует установлению связей между звучащим словом и его значением.

Ребенку с вестибулярными дисфункциями труднее удерживать взгляд на лице собеседника, следить за его артикуляцией и мимикой, что может стать причиной, как коммуникативных трудностей, так и нарушений в формировании произношения звуков речи.

Вывод: у детей с логопедическими диагнозами (не важно какая степень трудностей) выявляются вестибулярные дисфункции. Поэтому сенсорная интеграция должна стать обязательной частью при работе с дисфункциями речи!

Развитием сенсорной интеграции занимается специально обученный специалист. В нашем центре на основании диагностики мы выявим характер нарушений, составим заключение, дадим рекомендации и расскажем, что нужно для того, чтобы особенности не переросли в трудности ребёнка в дальнейшем!

5. О сенсорной интеграции просто и понятно

Каким образом мы получаем информацию об окружающем мире: через зрение, слух, осязание, движение, обоняние, вкус и т.д. Мы собираем информацию – увидели, услышали, потрогали, попробовали на вкус. Импульсы и сигналы нашему мозгу передают не только внешние системы, но и внутренние органы, нервная система. Мозг в свою очередь обрабатывает собранную информацию и подводит итог. Весь этот процесс называется “Сенсорная интеграция”.

Как думаете, смогли бы мы выжить и жить полноценной жизнью без всей этой цепочки? Конечно, нет. Сенсорная интеграция позволяет адекватно оценивать окружающий мир, предупреждает об опасностях.

Чтобы изначально здоровый ребёнок правильно развивался важна богатая сенсорная среда с первых дней жизни – это исследование окружающего мира: материнские объятия, ношение на ручках, качание, пеленание, разговоры, предложение трогать, щупать, тянуть в рот различные предметы и другие различные взаимодействия с миром согласно возрасту. Чем активнее малыш, тем менее вероятность развития моторных и речевых отклонений.

Позволяйте ребёнку копаться в песочнице, бегать по лужам, лазать по деревьям, набивать шишки и ссадины. Это его жизненный опыт, важное исследование мира. Например, если ребёнок порезался или обжёгся, он запомнит, что нож острый, а утюг горячий. И в следующий раз будет с этими предметами осторожнее.  Естественно, ко всему нужно подходить разумно.

От нехватки сенсорных ощущений у малыша могут возникнуть моторная неловкость, неусидчивость, проблемы с поведением и речью, нервное истощение, эмоциональная нестабильность, проблемы с вниманием, обучением и успеваемостью. Это происходит из-за того, что дети не умеют правильно интерпретировать информацию, поступающую через зрительную, слуховую, тактильную, вестибулярную, вкусовую, обонятельную, мышечно-суставную, интероцептивную системы.

Развитие сенсорных систем помогает детям улучшить координацию движений, концентрацию внимания, уменьшить гиперактивность и повысить уровень самоконтроля. Это позволяет им лучше учиться и адаптироваться в социальной среде!

Развитием сенсорной интеграции занимается специально обученный специалист. В нашем центре на основании диагностики мы выявим характер трудностей, составим заключение, дадим рекомендации и расскажем, что нужно для того, чтобы особенности не переросли в трудности ребёнка в дальнейшем!

6. А Ваш ребенок любит бегать, прыгать? У него нет проблем с физкультурой в школе, в детском саду?

Да?

Спешим Вас обрадовать! У вашего ребенка хорошо развита крупная моторика!

Крупная моторика – это способность ребенка осуществлять действия, при которых участвуют крупные части тела. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как:

1. переворачивание,

2. наклоны,

3. ходьба,

4. ползание,

5. бег

6. прыжки и так далее

Если Вы боитесь, когда ребенок залезает на высоты или бегает сильно, наблюдаете моторную неловкость, неуклюжесть, приходите на нашу диагностику дисфункций сенсорной интеграции! Именно на ней мы определим причины нарушения моторного планирования, координации и балансных реакций.

Ведь, возможно, у ребенка сохранились младенческие (примитивные) рефлексы, которые необходимо интегрировать.

Если не проработать эти проблемы, качество жизни человека ухудшается. Ему придется тратить много энергии на выполнение простых задач. Эти трудности начнут отражаться на учебе, письме, поведении: сложно сидеть за партой, ребенок не может научиться держать ручку, быстро отвлекается. Все эти процессы могут быть связаны.

Не ругайте ребенка за непоседливость, запишитесь на диагностику. Мы выявим все сенсорные нарушения, составим заключение, дадим рекомендации и расскажем, что нужно для того, чтобы особенности не переросли в трудности ребёнка в дальнейшем!

7. Сенсорная интеграция на грядке

Проанализировав архив воспоминаний «Как я провел лето» все взрослые поймут, что это была одна сплошная сенсорная терапия с огромным развивающим комплексом под названием «Огород»!⠀

К этому виду летней «коррекции» приступали практически сразу, как только ребёнок дорос до способности понять, что землю есть нельзя. Почему бы не взять это увлекательное занятие на вооружение и провести жаркие деньки с пользой для себя и ребенка?

1. Упражнение “Поливка”. Вестибулярная система, не подведи!

С леечкой в руке пройти по узкой борозде, перешагивая с доски на доску. Лейку до грядки с ягодками/овощами/цветочками нужно нести так, чтоб всю воду не расплескать. А потом ещё лить аккуратно, строго под кустик, чтоб на листочки не попасть, а то «сгорят».⠀

2. Упражнение “Прополка”. Здравствуй, работа проприоцепции!

Уметь отличить лебеду от укропа. Уметь выдернуть сорняк, не оставив в земле корень. Опытным путём установлено, резко рвать нельзя, надо взять за прикорневую область и медленно тянуть, раскачивая.⠀

3. Упражнение “Сбор урожая”. Развитие координации, мелкой моторики и глазомера.

Бывало, тянешься за ягодкой против солнца, а она оказывается дальше, чем ты думаешь. Срывать ягодку надо аккуратно, чтоб не раздавить. Моторика тут не просто мелкая, а точечная. Ещё и оттенки надо уметь отличать. А то бывает “недостаточно красная, пусть дальше зреет”.

4. А можно еще двумя руками урожай собирать – тем самым прокачать межполушарное взаимодействие.

Как все полезно и естественно, а главное просто! Берите упражнения на заметку и тогда Ваш ребенок будет не только самым умным, успешным и гармонично развитым, но и прекрасным помощником и многофункциональной личностью!

8. Интенсивная тактильная диета. Чем она полезна?

Вы замечали, что летом у деток хороший скачок в развитии?

Во всем «виновата» тактильная система – наша кожа. Ведь в летнее время она получает максимально много сенсорной информации: песочек, дождик, камни, трава, ветер и тд. Все это в открытом доступе и в неограниченных количествах ровно на 3 месяца.

Тактильная система очень важна для развития.

Это граница между нашим телом и окружающим миром. От того, насколько ребенок подружился со своей кожей, зависит, как будут выстраиваться его отношения с окружающим миром.

Например, дети с высокой чувствительностью часто избегают прикосновений, выстраивают большие дистанции с людьми, стараются не смотреть глаза, чтобы ограничиться в контактах, более замкнуты, стеснительны, раздражительны, неусидчивы.

А ребенок, кожа которого, наоборот, жаждет получить все ощущения на свете, сделает все, чтобы это случилось. Он будет много контактировать, общаться и взаимодействовать с людьми, нарушая их границы.

Кожа – это все тело, а не только руки, ноги и лицо. Она чувствует неравномерно. Какие-то участки могут быть очень чувствительные, какие-то меньше, а какие-то части тела человек вообще не замечает. Узнать об этом можно на нашей диагностике дисфункций сенсорной интеграции. Наши опытные специалисты расскажут все о сенсорном развитии ребенка.

А, если говорить о кожной чувствительности. С этого года мы активно внедряем интенсивные курсы, направленные на развитие и стимулирование тактильной системы. И результаты нас радуют: детки становятся спокойнее, более открытыми, повышается внутренний драйв, лучше чувствуют свое тело, получают колоссальный опыт через различные тактильные стимулы и находятся в тесном контакте с окружающей средой.

Программа на каждого ребенка составляется индивидуально. После каждого занятия даются обратная связь и рекомендации. А в конце курса родители получают план развития тактильной системы ребенка.

Тактилка – это одна из самых важных систем человека. И развивать ее нужно прямо здесь, сейчас! И наши специалисты вам с удовольствием в этом помогут!

9. Под силу ли ребёнку разобрать завал камней в мягком батуте?

Ещё как!

Откроем Вам небольшой секрет – это упражнение приносит огромное удовольствие всем нашим маленьким археологам!

Освобождение батута от препятствий развивают силу и выносливость. А так как, мягкие камни различны по весу, текстуре, при этом большой камень может оказаться легче, чем маленький, раскопки активируют не только физическую силу, но и полушария мозга.

Определяя, насколько вид камня соответствует весу, ребенок учится контролировать движения, координировать их относительно окружающего пространства.

Разбирая камни в батуте, дети познают возможности своего тела, получают тактильные ощущения, развивают баланс, зрительно-пространственную координацию.

Освободить пространство от мягких модулей – это создание новой ситуации, благодаря которой ребенок учится принимать самостоятельные решения. А, если в батуте находятся сразу два ребёнка, то ещё и проявление толерантности, взаимодействие и помощь друг другу!

Двигательная активность, достижение результата благодаря своей силе – это лучший тренажёр для наших сенсорных систем, ежели игры в гаджетах!

10. «Ура! Мы едем на море!»

Море, чайки, яркое солнышко, жара, песок… Эта поездка, наконец-то, состоялась. И вот вы семьёй подходите к пляжу и у ребенка начинается истерика. Почему?

Он пугается шума воды, огромных волн, большого количества людей, громкой музыки, а самое главное прикосновений от песка. Кажется, что отпуск вы проведете в отеле. Но не стоит отчаиваться! Есть выход!

Что нужно сделать, чтобы не было «песочных» трудностей:

1. Заранее подготовьте кожу ребенка к новым стимулам. Сделайте суставной-сдавливающий массаж, помните руками все тело, помассируйте щёточками, мочалкой, губкой, погладьте, используйте утяжеленное одеяло.

2. Если ребенок остро реагирует только на сухой песок, а с мокрым у него проще. Возьмите леечку и вместе промочите то место, где вы будете располагаться;

3. Наденьте ему носочки или сланцы;

4. Возьмите небольшое количество песка в ведерко и поиграйте с ним: постройте замок, слепите куличи, колобки, чтобы ребенок знал, что песок – это очень увлекательная и безопасная игра.

Желательно перед поездкой обзавестись дома кинетической, песочной коробкой;

5. Посадите его на полотенце. Постепенно насыпайте песочек на его ручки, ножки, животик, спинку. С каждым разом площадь полотенца уменьшайте. И уже через какое-то время ребенку такая «защита» не понадобится;

6. Приходите на занятия по сенсорной интеграции. Специалисты помогут наладить сенсорные системы ребенка и помогут преодолеть страхи;

7. Не избегайте! Подружите своего ребенка с песочком. Мы. взрослые, даже не представляем какие трудности испытывают наши детки в такие моменты. Но, нужно лишь набраться терпения, подождать несколько дней, чтобы ребенок привык к новым для него условиям.

И тогда ваш отпуск пройдёт замечательно и на все 100!

11. Как подружиться с пальчиковыми красками?

На занятиях по сенсорной интеграции мы часто используем пальчиковые краски. Вы только представьте, на полу огромное белое полотно, разнообразие цветов, форм, полная вседозволенность (в пределах ватмана) и мы отправляемся путешествовать в страну фантазий!

Здорово же?
Но не для всех.

Есть дети, у которых ярко выраженная тактильная гиперчувствительность. При этом кожа на разных частях тела может по-разному реагировать на прикосновения. Например, на руках высокая чувствительность, а на ножках наоборот. Тогда ребенок будет избегать контакта с краской руками, но ножки расцветит с удовольствием!

Как же тогда с ним играть?

1. Все делаем постепенно! Если ребенок видит краски впервые, можно для начала предложить ему понаблюдать, как рисуете Вы. Затем попросить о помощи: например, мама рисует кружок, а ребенок лучики. Нанести краску на те места, где кожа менее чувствительна и с каждым разом увеличивать площадь раскраски.
2. Играть в ванной. Нанесли краску на часть тела – смыли. Разукрасьте воду, рисуйте прямо на стенках в ванны.
3. Подключайте фантазию. Воплотитесь на некоторое время в смурфиков, смешариков, троллей и так далее. Сделайте соответствующий цветной грим, наденьте костюмы и вперед получать тактильную диету!
4. Смешайте краску со стимулом (например, пеной), к которому Ваш ребенок уже относится спокойно. Каким же для него будет чудом, увидеть уже привычную пену в другом оттенке.
5. Играйте ровно столько, сколько ребенок позволяет. Не нужно его заставлять часами заниматься тем, что пока доставляет ему неприятные ощущения. Начните с нескольких секунд и тогда Ваш ребенок точно подружится с интересными, увлекательными и полезными пальчиковыми красками!

12. Как сенсорные нарушения мешают в жизни?

Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть.

Они испытывают значительные проблемы с обучением. Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д. Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье. Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или негативному поведению.
Многие люди с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены, новые места, новые правила, могут часто устраивать истерики, срывы.

Если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенно снижена этими нарушениями.

13. Как успокоить ребенка?

Скажите, испытываете ли Вы облегчение и удовольствие, когда близкий человек крепко Вас обнимает? Это все из-за глубокого давления!

Глубокое давление — очень эффективный способ помощи детям, которые перестимулированы или испытывают стресс. Оно позволяет им успокоиться и прийти в согласие со своими ощущениями и чувствами.

Немного игр со стратегиями глубокого давления:

1. «Бутерброд”: прижмите ребенка подушками, как котлетку (Не переборщите! Рассчитывайте силу!)
2. «Сосиска в тесте»: заворачивайте ребенка “начинкой” в одеяло
3. Используйте специальные тяжелые жилетики, одеяла, простыни и шарфы.
4. Суставной-сдавливающий массаж
5. Бинтование эластичными бинтами
6. Объятия (как можно чаще и дольше)
и многое другое
Важно, чтобы в эти моменты ребенку было весело и чувствовал он себя хорошо!

14. Играем и развиваем саморегуляцию

«Раз, два, три – морская фигура замри» – эта фраза сразу отправляет нас в детство. Всеми любимая, веселая, интересная, а еще и полезная для нервной системы игра.

Сейчас все объясним!

Нервная система – это наш моторчик, в котором происходят важные процессы. Если нам нужно быть активными, собранными, действовать – включается возбуждение, если нужно успокоиться, замедлиться и спать – в этом помогает торможение.

Когда в нашем организме эти процессы сбалансированы и хорошо работают, то с саморегуляцией не возникает проблем: мы контролируем наши эмоции, режим работы и отдыха, чувствуем силы, энергию и общий эмоциональный фон у нас ровный и приподнятый.

А если наш моторчик плохо справляется со своей работой, то мы склонны к переменчивому настроению, быстрой утомляемости, бессоннице, раздражительности.

Конечно же, это физиологические процессы, и тип нервной системы здесь играет большую роль, но мы можем тренировать нашу регуляцию. И ребёнок делает это во время игр, в которых периоды активности чередуются с периодами покоя.

Например, включаем энергичную музыку, бегаем, прыгаем, «плаваем», танцуем, и потом после фразы «Раз-два-три – морская фигура замри», все участники должны замереть.

Что важно для того, чтобы игра была полезной:

1. Играть в такие игры пару раз в неделю (можно их менять, оставляя суть);

2. Поначалу периоды активности должны быть намного длиннее остановок, но со временем они могут выровняться;

3. Хорошо использовать музыку, которая останавливается на «замри» и снова начинает играть на «отомри», так как это будет служить дополнительной помощью в остановке;

4. Если ребёнку трудно останавливаться даже с музыкой, то поначалу вы можете помогать ему тем, что будете ловить и останавливать его своим телом (игра трансформируется, и «морскую звезду» может ловить, например, кит – ваша фантазия не ограничена);

5. Если ждать в паузе очень трудно и ребёнок, не дожидаясь продолжения, снова начинает бегать – поможет счёт (считаем, весь период паузы в темпе, который может выдержать ребёнок);

6. Если у вас больше, чем один ребёнок – игра становится тем веселее и интереснее.

15. Трогательная дорожка!

Ваш ребенок ходит на носочках? Поджимает пальчики на ногах? Носит носки только из определенного материала? Не любит ходить босиком?

Причины таких действий могут быть разными: повышенная чувствительность стоп, наличие примитивных рефлексов, нарушения в сенсорных системах. Все это ведет к затыкам в развитии ребенка, неуспеваемости в школе и даже к агрессивному поведению!

Одна из рекомендаций по устранению вышеперечисленных проблем: тактильные дорожки!

1. Соберите дорожку из подручных средств: губки, щетки для мытья посуды, веревки, палочки, пластиковые стаканчики, бутылки, крышечки и тд. Подкрепите к ней интерес заданиями. Например, ребенок будет наступать только на мягкие элементы или только красные. Перешагивать. Расставьте части дорожки таким образом, чтобы ребенок при ходьбе пересекал среднюю линию (развиваем билатеральную деятельность).

2. Возьмите ящики, тазики, доски и наполняете их всем, чем можно: шишками, песком, ракушками, щепками, камешками, крупами, гидрогелем. Поиграйте в игру: закрываете ребенку глаза и ведете его по ячейкам. Ноги становятся главным информатором о реальности и от этого ощущения будут еще ярче!

3. Делаем сенсорные доски! Для этого собираете “трогательные” материалы дома или на прогулке. Яичная скорлупа, картон, ткани, вата, мох, хвоя – все что угодно! Получатся красивые картины, которые можно и на стенку повесить и трогать с закрытыми глазами.

Главное, не ограничивать фантазию!